Экосистемы заскрипели
На секции ПМЭФ-2022 «Новые возможности для развития конкуренции в отсутствие участников глобальных цифровых рынков» прозвучали довольно жесткие слова в адрес владельцев цифровых экосистем
«Цифровизация — это наше все! Вне зависимости от того, работают у нас в стране глобальные IT-игроки или нет, Россия лидировала ранее и лидирует сейчас по качеству цифровых услуг. В особенности это касается тех сервисов, которые предназначены для физических лиц и предоставляются как государственными, так и финансовыми организациями, а также другими коммерческими структурами. А вот ответить на то, чего гражданам стоит ожидать в будущем, — и есть цель нашей дискуссии», — задал тон мероприятию Сергей Зверев, президент, председатель совета директоров компании КРОС.
Сергей Зверев (КРОС). Фото: Дмитрий Феоктистов
По данным Алексея Иванова, директора Института права и развития ВШЭ — «Сколково», директора Международного центра конкурентного права и политики стран БРИКС национального исследовательского университета ВШЭ, за последние два года исследования феномена цифровых экосистем выяснилось, что они самым активным образом мимикрируют под свои естественные, природоподобные аналоги. То, что происходит в последнее время с экосистемой Сбера, это только доказывает.
Алексей Иванов (ВШЭ — «Сколково»). Фото: Дмитрий Феоктистов
Эксперт привел пример того, как природные экосистемы реагируют на изменения: «В любой биосистеме помимо доминирующих линий существования и конкретных видов всегда есть и другие организмы, которые обычно занимают незначительные ниши. Поэтому помимо одной, центральной линии, по которой развивается сейчас цифровая экономика в целом с развитием вокруг крупнейших компаний проприетарных, замкнутых экосистем в частности, есть и другая линия. По аналогии с Юрским периодом, первыми были динозаврами, вторыми — млекопитающие. Что случилось потом, после падения астероида, известно всем».
С точки зрения доминирующей сейчас в научной среде теории адаптации экологических систем Холлинга крайне важно, чтобы в цифровой экосистеме помимо больших участников, существовали их «собратья» меньшего масштаба — в природе это называется биоразнообразием. Собственно, антитрастовая деятельность и заключается в том, чтобы поддерживать разнообразие, т.е. конкуренцию. Иначе в научной среде так и закрепится догма о том, что по причине недостаточных усилий антимонопольных властей 24 февраля 2022 года «прилетел очередной астероид», давший толчок разрушению экосистем Сбера, «Яндекса» и т.д.
Максим Шаскольский, руководитель ФАС России, отметил: «Действительно антимонопольная служба расследовала много дел в цифровой сфере, используя при этом как собственные ресурсы, так и компетенции западных коллег, часть которых приняла участие в этой дискуссии. Спасибо им за это».
По словам Максима Шаскольского, в ФАС выбрали другой путь и в случае с «Яндексом» пришли к мировому соглашению довольно быстро. При этом выработаны отечественные антитрастовые принципы: открытость цифровых платформ, нейтральность по отношению друг к другу и другим участникам, а также возможность некоторой самостоятельности для потребителей, которые работают на платформе.
Максим Шаскольский (ФАС). Фото: Дмитрий Феоктистов
Эти принципы были закреплены в меморандуме под названием «Взаимодействие цифровых рынков», под которым расписалось большинство крупных компаний. И цель ФАС сегодня — добиться того, чтобы небольшие компании могли занимать те пустующие ниши, которые по каким-то причинам неинтересны «динозаврам». В ФАС надеются, что в режиме саморегулирования можно добиться соблюдения конкретных правил игры в цифровых экосистемах.
Кирилл Царев, первый заместитель председателя правления Сбербанка, не согласился с тем, что вокруг этого банка нет конкуренции: «Пример появления банка “Тинькофф” доказал всем в стране, что в такой консервативной сфере, как финансы, тем не менее место инновациям всегда есть».
Кирилл Царев (Сбербанк). Фото: Дмитрий Феоктистов
По словам представителя Сбера, международный опыт, на который много ссылались на этой сессии, показывает, что практически в каждой сфере экономики доминируют всего несколько крупных игроков. Поскольку технологии развиваются довольно быстро (порой стремительно), из-за воздействия «черных лебедей» расклад сил радикально и практически одномоментно меняется. А что касается экосистем, то, возможно, это скорее бизнес-инструмент для охвата новых клиентов и удержания старых за счет стирания межотраслевых барьеров, чем способ влияния на рынок в целом.
Анатолий Печатников, заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, отметил, что и отечественные финансовые экосистемы попали под удар после ряда международных санкций и ухода из России платежных систем. Но учитывая «все же рублевый характер клиентов ВТБ», эти санкции не нанесли существенного урона 15 млн из 16 млн всех клиентов ВТБ. В долгосрочной перспективе все востребованные финансовые сервисы будут замещены российскими игроками, и этот «астероид» дал толчок появлению новых компаний с новыми технологиями. По словам Анатолия Печатникова, он дал импульс и для обострения конкуренции. О каком засилии экосистем тут можно говорить?
Анатолий Печатников (ВТБ). Фото: Дмитрий Феоктистов
Подводя итоги той части беседы, которая была посвящена экосистемам, необходимо учесть мнение Максута Шадаева, министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций: «Почему тема экосистем ушла в “тину”? Одна из главных причин тому — активные дискуссии в конце 2021 года об их регулировании со стороны государства. Свобода развития бизнеса становится главным приоритетом последнего времени. Действия ЦБ являются тому ярким подтверждением. Это, во-первых. А во-вторых, кейс “ФАС против Яндекс”, заставил многих задуматься и умерить свои амбиции в публичном пространстве».
Максут Шадаев (Минцифры). Фото: Фото: Дмитрий Феоктистов
Что касается текущей обстановки, то, по словам министра, с уходом западных игроков у наших компаний оказались развязаны руки. Но необходимо, чтобы эти руки не делали что попало, полагаясь на помощь Минцифры, а «ответственно относились к своему потребителю». Пока же в ситуации недостаточного предложения велика вероятность монопольного поведения некоторых игроков. «Здесь все зависит от ФАС, а Минцифры поможет», — пообещал Максут Шадаев.